Украина: Из школьников в ученых-исследователей высокого уровня | Нескромный фельдшер

Украина: Из школьников в ученых-исследователей высокого уровня

Украина: Из школьников в ученых-исследователей высокого уровня

Из школьников, которые рано показали свои способности, побеждали на олимпиадах, вырастает много ученых-исследователей, часто высокого уровня

Сегодня существуют государственные и благотворительные стипендии для одаренной молодежи. Но явно не хватает. Вообще вся система работы с талантливыми школьниками находится на скудном финансовом пайке. Для начала следовало бы установить две или три тысячи стипендий для старших школьников, проявивших способности. Для пятидесяти-миллионной страны расходы, кажется, посильные.

Могут возразить (а учителя-троечники и отрицают): «Ради чего огород городить? Сколько их, этих Ломоносовых? Чего стоят их успехи на конкурсах и олимпиадах с точки зрения влияния на всю огромную образовательную систему? И, наконец, повышенная забота об элите воспитывает в ней отнюдь не лучшие человеческие качества – самодовольство, эгоизм, нечувствительность ».

Попробую ответить на эти инвективы. Начну с последнего аргумента, на мой взгляд важного. Действительно, при особых условиях обучения и воспитания талантливая молодежь взрослеет быстрее, у юношей и девушек формируется особая удача. Не исключены и проявления обостренного самолюбия, желания добиваться результата любой ценой, пренебрежительное отношение к ровесникам. Ранние успехи бывают опасными для дальнейшей судьбы самых талантов: получив в юном возрасте слишком много знаний, они часто психологически устают, теряют интерес к учебе и иногда даже бросают вуз и меняют профессию.

Проблема болезненная. Она похожа на ту, с которой встречаются спортсмены, слишком рано стали профессионалами, ее решение требует больших совместных усилий психологов и педагогов. Но справедливо и другое. Из школьников, которые рано показали свои способности, побеждали на олимпиадах, вырастает много ученых-исследователей, часто высокого уровня. У них с детства воспитываются трудолюбие, настойчивость, умение заранее планировать свою работу, способность трезво оценивать свои достижения и не пасовать перед трудностями и временными неудачами. Разве не такими хотим мы видеть интеллектуалов XXI века, которым придется развивать научно-технологический потенциал Украины?