Целебный источник церкви святых Козьмы и Дамиана | Нескромный фельдшер

Целебный источник церкви святых Козьмы и Дамиана

Целебный источник церкви святых Козьмы и Дамиана

Лит.: Гук О.М. “Сто великих тайн и загадок Украины”.

В церкви святых Козьмы и Дамиана у западного подножия горного массива Чатырдаг из-под алтаря бил чудотворный источник. Его уважают и теперь. Называется оно Ай-Кузьма.

По легенде, когда в Крыму работал греческий врач, который учил своего ремесла братьев-близнецов Козьму и Дамиана. Как это случается, ученики превзошли своего гуру, и тот в приступе лютой зависти их убил. Однако вскоре пришло раскаяние. И врач начал молить Бога простить его поступок и подарить миру источники в честь Козьмы и Дамиана, которые лечили бы от всех болезней так же, как и близнецы. И действительно, после многих лет молитвы грек выпросил у Бога снисхождения, и из земли забили два ключа с живительной влагой.

Также есть предание, что в ущелье, называемой когда Савл-су, жили святые чудотворцы Козьма и Дамиан, а когда они умерли, то на месте их могил забил источник. То у него уснул измотанный, больной проказой пастух. Правда, непонятно, как ему – больному, кто доверил стадо. Хотя, возможно, он лишился своего стада и удобрений сюда, изгнан из села. Как бы там ни было, говорят, что пастуху во сне появились два брата и сказали, что ему надо искупаться в источнике. Тот проснулся, вскочил в воду, выбежал и снова уснул крепким безмятежным сном. Братья опять явились ему и сказали, что он выздоровеет уже сегодня, но должен приходить на это место каждый год 1 июля и ополаскивать тело. Есть заниматься не только лечением, но и профилактикой. Также они просили не быть эгоистом и рассказывать о чудесном источнике всем знакомым. Убедившись, что сила источника действительности невероятная, христиане построили здесь храм святых Козьмы и Дамиана.

И потянулись сюда люди. На подходе к святому месту они останавливались, переодевались в нарядное платье и лишь затем приближались к святой монастырской воды. Как писали историки XIX в .: «В углублении оврага блестят два небольших, чистые, как хрусталь, источники, вливаются в устроен бассейн, покрытый досками сверху и по бокам. Из них пилигримы черпают и с благоговением пьют воду, а в бассейне купаются немощные и больные. Больные после ванны считают непременным долгом прицепить к стенам бассейна, по обычаю татар, клочки одежды своего, убеждены, что вместе с ними останутся здесь и их болезни. Все это время совершается богослужение.