Завтрашний украинец: умник или неуч? Приоритеты в после-дипломном образовании учителей | Нескромный фельдшер

Завтрашний украинец: умник или неуч? Приоритеты в после-дипломном образовании учителей

Завтрашний украинец: умник или неуч? Приоритеты в после-дипломном образовании учителей

Следовало бы изменить приоритеты в после-дипломном образовании учителей, в подготовке литературы для них, сделав акцент не на методике преподавания, а на научном образовании учителей

Наконец, следовало бы изменить приоритеты в после-дипломном образовании учителей, в подготовке литературы для них, сделав акцент не на методике преподавания, а на научном образовании учителей. Объясню этот тезис подробнее. Хорошо известная шутка (но в каждой шутке есть доля правды): «Кто умеет – тот делает. Кто не умеет делать – тот учит. Кто не способен и на это – занимается методикой ».

У нас при подготовке учителей слишком большое внимание, за счет профессиональных знаний, уделяют методике преподавания, педагогической технике. Разработкой «педагогических технологий», подготовкой соответствующих инструкций и контролем их выполнения занимается разветвленная сеть институтов Академии педагогических наук и повышения квалификации учителей. Большая часть этих разработок – несуразное сплетение наукообразных словес, единственное назначение которых – помочь автору стать кандидатом или доктором педагогических наук.

Кстати, ежегодное количество докторских диссертаций по педагогике выросла в 1992-1995 годах в 5 раз, а в 1996-1998 годах – в 7-10 раз; за это время по специальности «Теория и история педагогики» защищены 59 докторских и 650 кандидатских диссертаций. Но вряд ли можно считать эти цифры признаком неслыханного ранее расцвета отечественной педагогики. Тяжелое впечатление оставляют и современные учебники, создаваемые, как правило, профессиональными методистами. Мало того, что в них немало фактических ошибок, они эклектичные и, главное, скучные.

Я не хочу сказать, что педагогическая техника совершенно лишняя. Хороший учитель всегда заботится о том, чтобы ученики хорошо поняли материал. Но сознательный выбор дидактических средств возможен лишь тогда, когда учитель знает гораздо больше, чем предусмотрено школьной программой. И не будем забывать, что преподавание – родственник искусства, и следование шаблонам убивает его. Нужны, в первую очередь, не готовы методики и планы-конспекты уроков, а глубокие психологические исследования механизмов обучения, различные формы обмена опытом преподавания.

К сожалению, в сознании многих педагогов глубоко укоренилось ошибочное убеждение во всемогуществе методики и педагогической техники, которые даже учителю со слабой профессиональной подготовкой позволяют добиваться высоких результатов. Вот и авторы «Доктрины …» считают педагогику приоритетным направлением отечественной науки, а решающий прогресс образования связывают с усвоением педагогическими работниками дежурных технологий, на этот раз «информационных» и «инновационных».

Лучшим решением было бы перенять европейский и американский опыт и отменить все «методические департаменты». И на Западе учителя, конечно, проходят переподготовку. Но учатся они на курсах при университетах или на специальных семинарах, которые проводят ученые. Мечты, мечты … Однако и в наших условиях есть реальные возможности сделать систему повышения квалификации учителей более открытой, привлечь к работе в ней сотрудников Национальной академии наук и вузов.

*****

Лучшие кондиционеры от компании “ВентСервис” представлены на сайте http://icooler.ru широкий выбор и доступные цены приятно вас удивят!