Рецензия: «Пятьдесят оттенков свободы» по бестселлеру Э. Л. Джеймс | Нескромный фельдшер

Рецензия: «Пятьдесят оттенков свободы» по бестселлеру Э. Л. Джеймс

Третья часть 50 оттенков свободы традиционно стартует там же, где завершилась последняя. Кристиан Грей (Джейми Дорнан), наконец, ведёт Анастейшу (Дакота Джонсон) под венец. Счастливые молодожёны сбегают с собственной свадьбы во Францию и проводят медовый месяц, эротично переругиваясь на пляже по поводу загара топлес. Однако наспех склеенное счастье Греев нарушается неожиданным, на первый взгляд, вторжением: Джек Хайд (Эрик Джонсон), бывший босс Анастейши, уволенный за домогательства, поджигает офис Грея и шлёт недвусмысленные намёки на неразрешенный конфликт из их общего сиротского прошлого.

Это сбылось. Фильм, некогда вызывавший возмущение православных активистов в России (и получивший запрет, например, в Малайзии), сегодня превратился в ожидаемый панегирик семейным ценностям и настоящей любви. Грей приструнил своих демонов. Ана, в свою очередь, избавилась от части персональных загонов, не забывая держать нерадивого мужа на поводке. Режиссёр Джеймс Фоули, в отличие от предшественницы Сэм Тейлор-Джонсон, правильно уловил посыл первоисточника и уже на второй серии сменил тональность франшизы с «мечты отчаянных домохозяек» на «девчачий инстаграм». На выходе получилась идиллия, какая не снилась Эдварду с Беллой.

Что более важно, с последней частью «Пятидесяти оттенков» завершилась и целая эпоха в современной массовой культуре, определившая жизнь как минимум поколения. Запущенная «Сумерками» тотальная истерия по томным пубертатным сказкам за это время успела принять разные формы: от вполне бытовых драм («Захватывающее время», «Виноваты звёзды») до политически заряженных антиутопий («Голодные игры», «Дивергент») и фэнтези («Орудия смерти», «Прекрасные создания»).

Творчество Э. Л. Джеймс в этом смысле всегда стояло особняком: лишенные привычных жанровых координат, идейно её книги были максимально близки к первоисточнику (серия появилась на свет как сетевой фанфик на тему «Сумерек»). При этом честно сообщали миллионам школьниц, что в реальном мире Эдварда Каллена вряд ли встретишь – зато есть шанс охмурить миллиардера, если обуздаешь его садистские наклонности и бытовую тиранию (где-то тут блуждает шутка про Меланию Трамп).

Загвоздка в том, что такое кино – где между сексом и полётами на частном самолете затерялась реальная жизнь с её реальными проблемами – больше не снимают. Экранизация «Пятидесяти оттенков» – в прямом смысле эпитафия тому времени, когда влюбляться в вампиров или делиться на маглов и волшебников было обычным делом, а Инстаграм ещё не существовал. Смотреть её сегодня – словно окунаться в бездонный омут памяти: и смешно, и страшно одновременно. Потому что знаешь, что так уже не будет. Говоря в категориях Э. Л. Джеймс, девственная плева порвалась. Пора открыть глаза и трезво взглянуть на мир, в котором мы оказались.