Подъем образования, науки и культуры у Украины | Нескромный фельдшер

Подъем образования, науки и культуры у Украины

Подъем образования, науки и культуры у Украины

Необходимо донести до сознания общества понимание того, что без подъема образования, науки и культуры у Украины нет будущего, а цели, которые еще десять лет назад казались реальными и близкими, — будут только удаляться

Такая ситуация в мире спорта, естественно, представляется совершенно нереальной. Но она, к сожалению, «один к одному» характеризует сегодняшнее состояние нашей страны. Все надежды на улучшение положения связывают с более полным вхождением в рынок и совершенно не задумываются над тем, за счет чего же Украина сможет обеспечить свое продвижение в лидирующую группу стран. А ведь за каждый шаг продвижения в этом направлении, даже самый незначительный, страны ведут упорнейшую борьбу. И от того, что большую часть этой борьбы приходится вести на своей собственной территории, — легче она не становится.

Если Украина действительно хочет достичь более высокого уровня развития за счет использования рыночной модели экономики, то она должна, на мой взгляд, решить две задачи. Во-первых, все же завершить переход к рынку. А во-вторых, сформировать и усилить тот ресурс, который обеспечит ее преимущество по отношению ко многим десяткам других государств, мечтающих о том же и являющихся нашими конкурентами в этой бесконечной «гонке за лидером». Причем решаться эти задачи должны одновременно. Промедление со второй может отбросить Украину настолько далеко, что преодоление отставания потребует много времени, если вообще будет возможным. А пока, как отметил в мае 2002 года и Президент, разрыв между Украиной и развитыми странами продолжает углубляться. Так что движение есть, но, к сожалению, не в ту сторону.

Однако, если первая из названных задач сегодня не только артикулируется, но и хоть в какой-то мере решается, то о наличии второй многие, по-видимому, даже не подозревают. А о том, чтобы разработать стратегию се реализации, а тем более приступить к осуществлению — и говорить нс приходится. И наилучшее тому подтверждение (хотя вернее было бы назвать его «наихудшее») — то глухое молчание, которым отвечают высшие эшелоны власти на все призывы к развитию сферы культуры, науки и образования. Ибо сегодня «ресурс прорыва» может быть создан только на основе радикального улучшения состояния перечисленных сфер. Если для других стран этот рывок возможен с опорой на свое уникальное географическое положение, запасы полезных ископаемых или что-то еще, то у Украины, думается, есть только один шанс — развитие и использование интеллектуального потенциала. И вот об этой обусловленности как раз и надо говорить. Необходимо донести до сознания широчайших слоев общества понимание того, что без подъема образования, науки и культуры у Украины нет будущего, а те цели, которые еще десять лет назад казались реальными и близкими, — будут только удаляться.

Видимо, могут и должны быть разные варианты доказательства подобного вывода. И одного только утверждения о том, что «либо к середине XXI века принцип примата социально-культурных факторов будет и в теории, и на практике положен в основу процесса управления развитием человечества, либо это столетие станет последним в его истории»4 — еще недостаточно. Тем более, что сам тезис представляется во мнениях о причинах этого конфликта (исчерпании ресурсов, противоречии Севера и Юга. Запада и Востока, исламского мира и западной цивилизации и т. д. и т. п.), а соответственно, и в определении главных противоборствующих сторон, все сходятся пока в одном — разрешаться он будет Силой, с позиции Силы.

*****

http://psi-na.ru/load/dumaet_li_sobaka/8