Искусство Бетховена как любовь к женщине | Нескромный фельдшер

Искусство Бетховена как любовь к женщине

Искусство Бетховена как любовь к женщине

В музыке к трагедии Гете “Эгмонт” Бетховен в трогательных звуках рисует любовь, а затем и гибель героической и самоотверженной Клерхен, которая связала свою судьбу с судьбой отважного вождя нидерландцев Эгмонта, ведущего борьбу с поработителями – испанцами. Но настоящий образ женщины – борца композитор дает в своей опере “Фиделио”, или “Леонора”. Содержание оперы таково. Леонора, с целью спасти своего мужа, политического заключенного Флорестана, которого губернатор приговаривает к смертной казни, переодевается в мужской костюм и поступает под именем Фиделио на службу в тюрьму. В решительный момент Леонора бросается с пистолетом на губернатора.

На сцене роль Леоноры воплотила Вильгельмина Шредер, соединявшая в себе замечательный музыкальный и драматический талант. В середине века она была лучшей исполнительницей главных партий в операх Вагнера. В 1822 году, когда была возобновлена в Вене опера “Фиделио”, Вильгельмине исполнилось всего восемнадцать.

На представление оперы Бетховен пришел как посторонний человек и скромно уселся в оркестре сзади дирижера. “В этой закутанной фигуре, — рассказывает в своих воспоминаниях Вильгельмина Шредер, — только блестели глаза, которые, казалось, бросали пламя. Они вначале пугали меня так, что я чувствовала настоящий ужас. Но только я спела несколько тактов, как ощутила в себе чудесную силу. И зрители, и Бетховен исчезли из моих мыслей; все, о чем я размышляла, готовясь к роли, исчезло из моей памяти: я была Леонорой и никем другим, жила ее жизнью, страдала ее страданьем. Это чувство поддерживало меня до кульминационной сцены в подземелье…” В решительный момент, когда Леонора с пистолетом бросается на губернатора, “тогда. — рассказывает Вильгельмина Шредер, — нервы мои не выдержали, пистолет выпал из рук. я почувствовала, что колени подкашиваются, судорожно схватилась за голову, и из груди моей вырвался такой неподдельный крик смертельной муки, что ему тщетно старались подражать все последующие исполнительницы роли Фиделио”.

Как ни сильна была в Бетховене потребность в женской любви и ласке, верность и преданность творческому признанию, любовь к своему искусству были, по-видимому, сильнее. После спектакля взволнованный и растроганный Бетховен сказал близким друзьям: “Теперь вижу, что я не напрасно жил на свете, и, конечно, могу надеяться, что моя музыка окажет влияние на развитие искусства”.