Госрегулированию не рады | Нескромный фельдшер

Госрегулированию не рады

Госрегулированию не рады

Проект восстановления государственного регулирования цен на услуги в портах, которые в настоящее время являются свободными, вызвал ожесточенные дебаты в правительстве и среди участников рынка. Министерство экономики одобрило проект методики Федеральной антимонопольной службы по формированию рублевых тарифов для стивидоров, однако Министерство транспорта встретило его довольно прохладно. Что касается отправителей грузов, то они разделились на две группы.

Владельцы портовых активов выступили с категорическими возражениями, тогда как те, у кого их нет, столь же горячо поддержали проект. Специалисты высказали опасения по поводу уменьшения объема инвестиций в порты из-за низких тарифов. ФАС пообещала внести уточнения в методику, в которых будут учтены предложения, поступившие от ведомств и отраслевых организаций.

Исторически цены на морские перевозки грузов были регулируемыми. Однако в 2013 году для большинства портов госрегулирование было отменено, и началось движение к полной либерализации данного сектора. В марте 2014 года кабинет министров издал постановление, в соответствие с которым операторы морских терминалов были исключены из реестра субъектов естественных монополий.

Но в 2015 году тенденция изменилась. А весной 2016 года ФАС провела анализ огромного объема документации, полученной у стивидоров, на основании которого сделала вывод о кратном повышении стоимости их услуг после отмены госрегулирования. В отношении ряда крупных стивидорных компаний были возбуждены антимонопольные дела, а в скором времени ФАС обнародовала проект методики расчета тарифов. Данный документ предусматривает введение регулирования предельной доходности бизнеса стивидоров и отмену приказов ФСТ о снятии госрегулирования в портах.

Стивидоры выразили сомнения в выводах ФАС относительно взрывного роста тарифов, поскольку по некоторым видам услуг они снизились в 2016 году по отношению к 2007 году наполовину. Один из стивидоров заявил, что если ФАС не преследует цели уничтожить портовую отрасль, то методика должна быть доработана, поскольку нынешний вариант является кабальным. Он предполагает, что новые проекты будут окупаться в течение тридцати пяти лет, тогда как рыночная норма составляет семь-восемь лет. Эта проблема особенно актуальна при текущей стоимости займов. Помимо того, в настоящее время стивидоры платят в региональные бюджеты большой налог на прибыль, и в случае утверждения методики он или уйдет в другие регионы, или совсем перестанет выплачиваться. ФАС изучает особенности сектора и уже выполнила большую работу. Поэтому есть основания рассчитывать на изменение методики.